МБОУ А - Е СШ
д. Александро - Ерша, Дзержинского района, Красноярского края
  • Психологическая служба

    Цель работы социально - психологической службы: содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

    Задачи:

    1.Создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

    2.Выявить индивидуальные качества личности ребенка;

    3.Оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

      Основные направления работы психолога.

      Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:

      • просветительская работа;
      • профилактическая работа;
      • диагностическая работа;
      • консультативная работа.
      • коррекционно-развивающая работа.

      Просветительская работа психолога в школе.

      В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

      Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям.

      Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:

      • ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
      • популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
      • формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
      • знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;
      • достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

      Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр.

      Профилактическая работа психолога в школе.
      Профилактическая работа — вид деятельности практического психолога, направленный на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

      В психопрофилактике выделяют три уровня:

      I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

      II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.

      III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

      Диагностическая работа психолога в школе.
      Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами учащихся.

      Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

      • составление социально-психологического портрета школьника;
      • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
      • выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
      • Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

      Консультативная работа психолога в школе.
      Консультативная деятельность — это оказание помощи учащимся, их родителям (законным представителям) несовершеннолетних, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

      Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:

      •  Консультирование педагогов.
      •  Консультирование родителей.
      •  Консультирование школьников.

      1. Консультирование педагогов

      В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:

      • Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны механические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.
      • Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Данная форма консультативной работы помогает решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогает создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка.
      • Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители и др. В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

      2. Консультирование родителей

      Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказанием консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога.

      Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью.

      • Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.
      • Случаи, группирующиеся вокруг тревожности родителей индивидуально-личностных качеств ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.
      • Случаи, группирующиеся вокруг особенностей межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.
      • Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.

      3. Консультирование учащихся.

      К школьному психологу обращаются учащиеся, главным образом по таким вопросам:

      взаимоотношения со взрослыми и сверстниками; самовоспитание;
      профессиональное и личностное самоопределение; культура умственного труда и поведения и т. п.

      Коррекционно-развивающая работа психолога в школе.
      Психологическая коррекция — активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.

      Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:

      • Оптимизация социальной ситуации развития.
      • Развитие видов деятельности ребенка.
      • Формирование возрастно-психологических новообразований.

      Таким образом, коррекционная работа в школе ведется по нескольким направлениям и  связана с развитием познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, развитием мотивации обучения и «комплекса произвольности», формированием учебных навыков и интеллектуальных способностей, развитием сферы межличностных отношений ребенка.

      Особое внимание в психокоррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей консультанта являются снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.

      Информация для учителя

      Агрессивное поведение

      Аддиктивное (зависимое) поведение

      Делинквентное поведение

      Раннее проблемное (отклоняющееся) поведение

      Рискованное поведение

      Информация для учеников

      Советы для студентов и учащейся молодежи снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах

      Формула успеха при подготовке к ГИА и ЕГЭ

      Информация для родителей

      Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом, при временном нахождении дома советы детского психолога

      Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении советы психолога

      Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии

      Советы психолога для родителей подростков

      5 дорог к сердцу ребенка

      Запреты в воспитании детей

      Как помочь ребенку преодолеть стресс и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ

      Мифы и заблуждения в воспитании

      Причины появления вредных привычек у подростков

      Почему дети плачут

      Презентация по теме "Авторитет родителей"

      Презентация "Мой ребенок-подросток"

      Презентация "Причины неуспеваемости"

      Презентация "Суицидальные интернет-игры"

      Нормативно - правовые документы 

      Приказ №357 от 30.09.2022 Управления образования администрации Дзержинского района "Состав межведомственной группы муниципальной психологической службы Дзержинского района"

      Приказ №356 от 30.09.2022 Управления образования администрации Дзержинского района "Об утверждении плана мероприятий по развитию психологической службы в системе образования Дзержинского района на 2022-2025 гг."

      План мероприятий по развитию психологической службы в системе образования Дзержинского района на период до 2025 года

      План работы социально-психологической службы МБОУ А -Е СШ на 2024-2025 год

      Положение о службе психолого-педагогического сопровождения в МБОУ А -Е СШ

      Приказ №000 от 12.01.2024 года «О создании психолого-педагогической службы в МБОУ Александро-Ершинской средней школе»

      • Все документы
      • Нормативные документы
      • Локальные нормативные акты

      Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie